santaburge (santaburge) wrote,
santaburge
santaburge

Categories:

Церковь и церкачи

Приложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Продолжение статьи о «внутренней эмиграции»:
Однако главный, на мой взгляд, результат этого исследования — неопровержимое доказательство отсутствия у российской власти какой-либо опоры в обществе.
Людей, не видящих возможности влиять на принятие государственных решений, существенно больше, чем тех, кто формально одобряет деятельность обоих российских правителей.
Но раз эти 85% не считают себя причастными к принятию государственных решений, значит, они не будут возражать против любого лидера страны и палец о палец не ударят для защиты существующих порядков. Еще более важная вещь — рейтинг отказа от контактов с государством. Почти две трети россиян лично не хотят иметь никаких отношений с органами власти.
Это и есть показатели внутренней эмиграции. Народ и власть у нас словно живут в двух разных странах, а не только «мирах». Обыватели пытаются устроить свои судьбы вне всякой связи с заявленным властью направлением развития страны. Ровно такая же ситуация, когда народ всеми возможными способами укрывался от власти, то откровенно боясь ее, то просто игнорируя, после того как репрессивный запал правителей постепенно сошел на нет (бесконечно долго держать людей в страхе не может никакой режим), привела к распаду Советского Союза. Дистанция между властью и народом заполнялась тотальной ложью, которая вкупе с предельно неэффективным экономически советским строем доконала советскую империю. Власть и народ только делали вид, что живут в общей стране, а жили каждый в своей — вот страны и не стало.
В демократических странах большинство населения тоже не склонно лично участвовать в политике и влиять на судьбу страны, но понимает, что у него есть такая возможность — прежде всего, посредством выборов. Обычные граждане там тоже уповают больше на себя, чем на государство, но у них есть полное внутреннее ощущение, что они не меньшие хозяева страны, где живут, чем цари, канцлеры, президенты. Потому они и разговаривают с государством как минимум с позиций своего равенства государственным мужам, а не как у нас — снизу вверх, в форме унизительной челобитной первым лицам.
Для здоровья нации ничего страшного в этом сегодняшнем отделении народа от государства нет — скорее, наоборот. В советские времена, особенно в послесталинские, такое внутреннее бегство от идеологического бреда правителей помогло многим людям сохранить адекватное восприятие мира.
Хотя искаженная советской практикой картина мира до сих пор сильно сказывается на устройстве российской жизни — ведь правят страной «совки», лично дорвавшиеся до сладостей капитализма. Поэтому чем меньше россиян будут иметь мировоззрение программы «Время», тем лучше для них даже с чисто психиатрической точки зрения.
А вот стране России такая внутренняя эмиграция народа не сулит ничего хорошего. Современный мир вообще становится все более трансграничным, а роль отдельных государств постепенно уменьшается. Но в рамках отдельных стран нормальное развитие возможно лишь тогда, когда живущие в них люди могут реализоваться, а не думают, куда юркнуть от родного государства. В России слишком многим людям приходится тратить все усилия либо на выживание в силу беспросветной бедности, либо на то, чтобы уцелеть личностно и состояться вопреки среде, а не благодаря ей. Все это формы мимикрии, но не свободного развития и позитивного изменения реальности. Внешние свободы — экономические и политические — тем и хороши, что дают человеку больше пространства для созидательного маневра. А в России 2010 года в лучшем случае можно относительно неплохо пристраиваться, но не строить.
Одного морального чувства Родины недостаточно для того, чтобы обустраивать страну. Надо еще иметь то самое «чувство хозяина», о котором писали многие советские публицисты на излете СССР в надежде на так и не состоявшиеся попытки завести в советской империи полноценную рыночную экономику.
Нация не чувствует себя хозяином страны — вот, возможно, один из самых печальных результатов местечкового авторитаризма, в который Россия последовательно погружалась все 2000-е годы на фоне дико растущих нефтяных цен, позволявших власти стремительно обогащаться и кормить крохами со своего нефтегазового стола сознательно лишенное сверху всякой воли к действию население.
Сама власть в общем тоже все про нынешнюю Россию эпохи затянувшейся «суверенной демократии» понимает. Не случайно она так активно «экспортирует» своих детей на Запад и обзаводится недвижимостью как раз в тех странах, где к демократии никаких лишних прилагательных не придумывают. Ситуация проста и сложна одновременно.
Если Россия хочет реально развиваться, нужно «возвращать» в нее россиян, живущих на этой территории, но не в стране. Чтобы возвратить их, придется завести нормальную, полноценную политическую и экономическую конкуренцию.
Но люди, правящие страной, рискуют такую конкуренцию не выдержать. Иными словами, от нынешней российской власти «всего лишь» требуется попытка политического самоубийства. Причем даже в худшем случае власть останется при деньгах и со временем имеет шанс вернуться с помощью уже реальных выборов. Увы, обычно такого рода правители предпочитают жертвовать другим

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Семь отличий нового церковного Устава в его определении Прихода от действующего по сию пору Положения о единоверческом приходе .

1.Что такое Приход? Определение, цель, способ управления.

Положение о единоверческом приходе Нынешний Устав РПЦ МП
П. 1. Единоверческим приходом в Православной церкви называется православно-старообрядческая община, имеющая целью удовлетворение религиозных нравственных, просветительных, благотворительных потребностей собирающихся для Богослужения в православно-старообрядческом храме, составляющая паству православного Епископа, под управлением настоятеля-священника прихода, его сотрудников (прочих священников, если имеются в приходе) и избранных представителей от мирян. XI. 1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.
Приход является каноническим подразделением РПЦ, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.

П. 3. Приход приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.


Во втором случае о целях вообще не говорится. Как мы увидим ниже, они есть, но – по отношению к вышестоящей организации, которая, впрочем, и в управлении приходом занимает ведущее безальтернативное положение. Что касается «объединенных при храме», то храм здесь выступает чем-то вроде печки. Как мы увидим дальше, и это не случайно.

2. Регламент деятельности прихода.

П. 19. Прихожане обязаны заботиться о благоустройстве своего храма и всех мест и всех вещей, ему принадлежащих, содержать в исправности кладбища.
П. 20. Прихожане, по приглашению своего настоятеля, обязаны содействовать ему в благоустроении прихода, в религиозно-нравственном, просветительном и благотворительном отношениях, по мере духовных сил и способностей каждого.
П. 24. Приход обязан иметь свою церковную православно-старообрядческую школу.
П. 33. На обязанности прихожан лежит забота о материальном состоянии причта и храма.
П. 5. Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти (т.е. стригутся дважды, а с содержанием причта и храма — трижды).
П. 6. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен архиерею. Приход исполняет решения Епархиального собрания и Епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея.
П. 21. Церковно-приходское имущество принадлежит церкви. Заведывание имуществом принадлежит приходскому собранию.
П.22 Приходы могут приобретать всеми законными способами на свое имя недвижные имущества, а также отчуждать их. П. 8. В случае принятия Приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции РПЦ, приход лишается подтверждения о принадлежности к РПЦ, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации РПЦ и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики РПЦ.

Как мы помним, приход состоит «из клира и мирян, объединенных при храме». А храм — имущество РПЦ (даже если ты его на свои деньги построил).

3. Инициатива мирян на приходах.

П. 23 В пределах прихода могут быть и другие юридичские лица, как то: братства, училища богадельни, приюты, школы и т.д. (это вполне согласуется с целями прихода, оговоренными в п. 1) П. 11.Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению архиерея… Состоят под начальственным наблюдением настоятеля…. В исключительных случаях их устав, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.
П.14 …Отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды… на епархиальные и приходские нужды (т.е. стригутся трижды)
П. 51 Церковно-приходской совет состоит из членов причта, старосты и попечителей, а также из лиц, заведующих церковными учреждениями (школы, богадельни, братства и т. д.) т.е. дееспособные миряне во многом определяют жизнь прихода. П. 15 Подчинены и подотчетны епархиальным архиереям
П. 13 при осуществлении деятельности руководствуются настоящим Уставом, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов, Определениями Священного Синода, Указами Патриарха, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода…
П. 17 (аналогичен п. 8 для прихода, т.е. лишение всего законного имущества)
Короче говоря, столько указующих перстов, столько отчислений всем и вся, да еще и угроза всего лишиться, если вдруг ослушался, что ну его нафиг. Лучше оставаться баранами подневольными и бессловесными: так только постригут, а так — еще и забреют.

4–5. Настоятель и причт.

П. 11 В приходах, где два или три священника, один из них выбирается настоятелем прихода, который утверждается в этой должности Епископом.
П. 12 Настоятель пользуется перед другими священниками преимуществами чести и некоторыми особыми правами, как по Богослужению, так и по управлению приходом.
П. 13 Он предстательствует при всех соборных богослужениях. В важнейшие седмицы года, особенно в Великий пост, имеет право совершать Богослужение вне очереди.
П. 15 Настоятелю храма принадлежит право заведывать хором певцов при церкви и с согласия приходского Совета принимать их и увольнять. П. 18 …Настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности подотчетен епархиальному архиерею.
П. 20 В обязанности настоятеля, в частности, входит:
Г) забота о точном выполнении указаний архиерея;
Д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода (т. е. всего того, что у единоверов осуществляли дееспособные миряне, имевшие соответствующие потребности и с этой целью создававшие приходы)
Е) созыв и председательствование на заседаниях Приходского собрания
ж) при наличии к тому оснований, приостановление решений Приходского собрания и Приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;
к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о его работе
П. 4. Члены причта определяются на приход Епископом по выбору и приговору прихода.
П. 5. Чтобы помочь приходу находить достойных лиц на свободные места в приходском причте, при местных единоверческих Благочинных учреждается смешанная комиссия из духовенства и мирян, которые приискивают, экзаменуют подходящих кандидатов.
В пп. 6–10 перечисляются обязанности приходского священника, диакона, псаломщика. П. 23. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.
П. 25. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или по церковной целесообразности.
П. 26. Обязанности членов причта определяются канонами и распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля.

6–7. Приходское собрание и приходской Совет.

П. 30. По прошествии года церковный староста с попечителями, под наблюдением ревизионной комиссии, избираемой общины собранием прихода, составляют отчёт о приходе и расходе приходских сумм и представляют его общему собранию прихода на утверждение.
П. 31. Общие церковно-приходские собрания бывают очередные и чрезвычайные.
П. 32. Чрезвычайные собрания касаются:
А) выбора членов церковного причта, настоятелей, старост и попечителей,
Б) вопросов, связанных с сохранением прав, дарованных единоверцам Высочайшими и Синодальными указами,
В) предметов церковного благочиния и порядка.
П. 33. Очередные собрания созываются для заслушания годового отчета церковного старосты и попечителей и для проверки приходского списка выборщиков.
П. 40. Первым делом, после объявления собрания открытым должно быть избрание для собрания председателя.
П. 41. Председатель представляет дела на обсуждение собрания и руководит прениями.
П. 48. Постановления, выработанные церковно-приходским собранием, излагаются в приговоре, который подписывается председателем и желающими.
П. 49. Приговор, если он касается выборов: членов причта, настоятеля, старосты, попечителей вместе с протоколом и другими документами представляется на Архипастырское утверждение. П. 34. Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания.
П. 35. При отступлении членов Приходского собрания от канонов и установлений РПЦ состав Приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменен частично либо полностью.
П. 36. Приходское собрание созывается настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным, или иным полномочным представителем епархиального архиерея не реже одного раза в год.
П. 41. Протоколы Приходского собрания утверждаются епархиальным архиереем, после чего принятые решения вступают в силу.
П. 43. В обязанности Приходского собрания входит:
Г) представление на утверждение епархиального архиерея кандидатуры председателя Приходского совета — церковного старосты;
З) принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительские цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея;
К) рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчетов Приходского совета и докладов Ревизионной комиссии.
П. 51 Церковно-приходской совет состоит из членов причта, старосты и попечителей, а также из лиц, заведующих церковными учреждениями (школы, богадельни, братства и т. д.)
П. 25. Ближайшее заведывание церковным имуществом вверяется причту, церковному старосте с попечителями (Совету). Церковный староста и попечители суть поверенные церковно-приходской общины, избираемые к приходской церкви для совместного с причтом приобретения, хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества.
П. 26. Церковный староста и попечители избираются общими собраниями прихода на три года и утверждаются Епископом.
П. 52. В церковно-приходском Совете председательствует о. настоятель прихода, а в случае его болезни, второй священник, или же церковный староста. П. 44. Приходской совет является исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания и подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
П. 45. Состав Приходского совета избирается из числа членов Приходского собрания (см. п. 35) сроком на три года без ограничения числа переизбраний. Епархиальный архиерей утверждает избрание председателя Приходского совета либо назначает на эту должность своим Указом настоятеля или другое лицо с введением его в состав Приходского собрания.
Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена Приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского Устава прихода.

Несколько слов напоследок.
Итак, пока некоторые из мирян боялись, что светская власть их сосчитает (ИНН, новые паспорта, чипы и пр.), они — сами того не заметив — были сосчитаны властью церковной (которая, в свою очередь, опасаясь раскола, сама того не замечая — учинила раскол: только на сей раз не по вертикали — с отпадением части приходов, а по горизонтали — сами пастыри откололись от стада, восприняв слова Спасителя об овцах слишком буквально). Таким образом, мы можем с удовлетворением отметить, что в нашей стране в полной мере осуществилась симфония властей: власть светская успешно обаранивает людей, власть церковная принимает устав для баранов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Из Определения Священного Собора Православной Российской Церкви о единоверии 22 февраля (7 марта) 1918 года:

«14. Перечисление единоверцев в православные приходы, равно как и православных в единоверческие приходы совершается беспрепятственно…Лица, переходящие из единоверческих приходов в православные и из православных в единоверческие, не должны подвергаться стеснениям.

Примечание. В случае просьбы не менее четырех пятых полноправных прихожан, единоверческие приходы с храмами перечисляются в православные… и обратно — православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого Епископа… [которого на данный момент нет — Т.С.]».

Документы Собора 1917 -1918 гг. можно найти по адресу: http://www.patriarchia.ru/db/text/516912.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments